ПОСТ…там, где человек, грешник, один на один предстоит Божией святости.
Разве может быть лицемерие в крике того, кто терпит бедствие на море, перед кем уже разверзлась бездна?
Ведь даже если он понимает, что шторм, глумясь, заглушает его слабый голос, а птицам крик его безразличен, он всё же кричит: столь правдив его крик и такая в его крике правда. Так и там, где в совершенно ином смысле бесконечно страшнее: там, где человек, грешник, один на один предстоит Божией святости. Разве может быть лицемерие в этом крике: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!”? Там, где опасность и страх — настоящие, крик всегда правдив — даже тогда, когда он, слава Богу, не тщетен.
Фарисей же не был в опасности, он стоял гордо и уверенно, довольный собой, от него не слышно никакого крика. О чём это говорит? Это говорит не о чём ином, как о том, что он не был и пред Богом.
И теперь итог. Мытарь пошёл оправданным в дом свой.
Сёрен Кьеркегор — философ, психолог и писатель
СЕБЯЛЮБИЕ – МАТЬ СТРАСТЕЙ
«В ком есть себялюбие, тому нет покоя, у такого человека нет душевного мира, потому что он внутренне несвободен»
Себялюбие и его последствия
От себялюбия происходят все страсти
— Геронда, что такое себялюбие?
— Себялюбие — это исполнение прихотей своего ветхого человека, то есть любовь к своему ветхому человеку. И объедение, и эгоизм, и упрямство, и зависть своим происхождением обязаны себялюбию.
Смотришь, один по себялюбию ищет для себя удобств и комфорта и не считается ни с кем.
Другой со схоластической точностью заботится о еде и о сне, только бы чего-нибудь не произошло с его драгоценным здоровьем.
Третий требует, чтобы с ним считались, ценили. Стоит его слегка в чём-то ущемить, сделать не так, как он хочет, сразу взвивается: «Почему со мной не считаются? Я им покажу». Да, страшная вещь себялюбие!
— Геронда, как может человек говорить: «Тебе ради умерщвляемся весь день» (Пс.43.23)?
— Может так говорить, если приносит в жертву ради другого свои пожелания. Любое пожелание несёт на себе отпечаток человеческого «я», себялюбия. Если человек не рассуждает, нравится ли другому то, что нравится ему самому, и начинает требовать: «Хочу того, хочу сего» или «почему ты этого для меня не сделал, почему ты мне то-то не дал?» — такой человек в конце концов подпадает под власть диавола.
— Некоторые люди не могут успокоиться, когда что-то происходит не по их желанию.
— Да как же они успокоятся, когда в их пожелании сидит их «я»? Если в пожелании человека сидит его «я», то как там может быть Христос? Но когда нет «я», а есть единое, главное, то есть Христос, — значит есть всё. А когда Христа нет — значит нет ничего. Когда человек отбросит от себя своё «я», тогда Бог даёт ему всё чудесным образом.
— Геронда, когда Вы говорите нам, что нужно отбросить своё «я», я чувствую страх — а вдруг не выдержу.
— Ох, горе-то какое! Это всё равно что сказать: «Если я отброшу свои
страсти, что у меня останется?»
Ведь когда я говорю, что надо отбросить себя, то имею в виду отбросить свои страсти, совлечься своего ветхого человека. Для человека взрослого, который понимает что к чему, как-то не серьёзно говорить: «Не могу отказаться от своего «я»». Если бы тебе говорили: «Возьми лом и разбей эту стену», а ты кроме кисточки никогда ничего в руках не держала, то могла бы сказать: «Не могу».
Но ведь для того, чтобы совлечься ветхого человека, нужна не физическая сила — нужно смирение.
просмотры (77)
Каждый из нас есть единичная, замкнутая в себе душа, скрытая за единичным и единственным в своём роде индивидуальным телом, с которым она таинственным образом связана, которое её обслуживает и выражает её состояния. Именно этот способ бытия обеспечивает каждому из нас всё бремя и все благодатные преимущества одинокой жизни.
Одинокость есть бремя, потому что было бы гораздо легче затеряться в слитном и несамостоятельном бытии людей, утонуть во всесмешении, нежели утверждать свою самобытность и самостоятельность, и притом – на надлежащей высоте, т. е. самому идти через жизнь, проходя ответственный, сердечно-искренний и творческий путь.
Но одинокость имеет также свои великие и благодатные преимущества, потому что она есть живая основа и необходимая предпосылка свободы духовности, личного очищения и просветления.
И. А. Ильин
Сегодня от нас, от всех членов Церкви, ждут не слов, не рассказа о том, как должно жить. От нас ждут примера, потому что именно пример побуждает к тому, чтобы ему следовать.
Когда христианство только входило в этот мир, люди шли в Церковь не потому, что они слышали проповедь по телевидению – телевидения не было, не было современных средств коммуникации. Люди приходили в Церковь, когда они встречали христиан, в жизни которых они видели то, чего они не видели больше нигде и ни в ком. Подлинные христиане особенным образом относились друг к другу и окружающим, совершали необычные поступки – и это отличалось от всего, что видели те, кто с ним знакомился.
Нет языка, на котором можно говорить с обществом, в том числе современным, в том числе с молодыми людьми, кроме языка дела и жизни. Пока, к сожалению, приходится признать, что мы этот язык дела и жизни не смогли выработать должным образом. Поэтому мы находимся в том положении, в котором находимся, – очень и очень непростом. Но я очень надеюсь, что все изменится.
Игумен Нектарий (Морозов)
САМОСТЬ, СВОЕВОЛИЕ
…единственная причина падения монаха — это вера в свое мнение и установка на критическое восприятие слов наставника, то есть повторение греха Адама, имя которому — гордость и непослушание.
Мир пронизан духом гордыни, его культура и искусство вскисли и поднялись на дрожжах своеволия. Человек стал похож на гнойник, наполненный ядом гордыни, малейшее прикосновение к которому даже дружеской руки вызывает боль. Самолюбие и самолюбование — два импульса, которые всегда присутствуют в человеке. Поэтому так опасно верить своему рассудку. Наши страсти похожи на море, а рассудок — на корабль: когда начинается буря на море, то корабль швыряет из стороны в сторону. Нужен опытный кормчий, чтобы вести его, а наш ум опьянен самой страстью и становится как бы слепым: видя — не видит и зная — не помнит. Столь необходимой здесь твердой рукой является слово старца. Поэтому тот, кто думает спастись только собственной силой, собственными рассуждениями, собственными достоинствами и своей мнимой чистотой, ввергает сам себя в кипящую пучину страстей. Иногда волны выбрасывают его, измученного и разбитого, на берег. Но чаще он бессильно тонет.
https://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/637/42.html
Душа блудила со всем, что ни попадало приятного на глаза, – и с лицами, и с вещами, а полнее с греховными страстями. Всякий имеет свою страсть, которой угождает во всем. Пора конец положить. Уразумей всякий свою Далилу, вяжущую тебя и предающую злым врагам, и покинь ее.
«Души праведных в руке Божией» (Прем.3:1).
А грешников души в чьей руке? Спаситель говорил апостолам, что сатана домогается сеять их, как пшеницу, то есть домогается сбить их с правого пути, взять в свои руки и делать с ними, что захочет. Потому все уклоняющиеся от Господа – в руках сатаны, и он сеет их и бросает, куда хочет.
Оттого у грешников голова постоянно и кружится, что враг, мотая ими туда и сюда, не дает им опомниться; даже как скоро заметит, что кто-нибудь начинает одумываться, еще сильнее начинает трясти его, чтобы опять помутилась голова и мысли рассеялись.